Вопрос-Ответ


за 2016 год

Обзор ОКМО: изменения в законодательстве № 1 (01) от 18.01.2016

Обзор ОКМО: изменения в законодательстве №2 (02) 25 – 29 января 2016

Обзор ОКМО: изменения в законодательстве №3 (03) 01 – 05 февраля 2016

Обзор ОКМО: изменения в законодательстве №4 (04) 08 – 12 февраля 2016

Обзор ОКМО: изменения в законодательстве №5 (05) 15 – 20 февраля 2016

за 2015 год

Обзор ОКМО: изменения в законодательстве №1 (81) от 14.01.2015

Обзор ОКМО: изменения в законодательстве №2 (82) от 28.01.2015

Обзор ОКМО: изменения в законодательстве №3 (83) от 11.02.2015

Обзор ОКМО: изменения в законодательстве №4 (84) от 25.02.2015

Обзор ОКМО: изменения в законодательстве №5 (85) от 11.03.2015

Обзор ОКМО: изменения в законодательстве №6 (86) от 25.03.2015

Обзор ОКМО: изменения в законодательстве №7 (87) от 08.04.2015

Обзор ОКМО: изменения в законодательстве №8 (88) от 22.04.2015

Обзор ОКМО: изменения в законодательстве №9 (89) от 06.05.2015

Обзор ОКМО: изменения в законодательстве №10 (90) от 20.05.2015

за 2014 год

Обзор ОКМО: изменения в законодательстве №1 (56) от 15.01.2014

Обзор ОКМО: изменения в законодательстве №2 (57) от 29.01.2014

Обзор ОКМО: изменения в законодательстве №3 (58) от 12.02.2014

Обзор ОКМО: изменения в законодательстве №4 (59) от 26.02.2014

Обзор ОКМО: изменения в законодательстве №5 (60) от 12.03.2014

Обзор ОКМО: изменения в законодательстве №6 (61) от 26.03.2014

Обзор ОКМО: изменения в законодательстве №7 (62) от 09.04.2014

Обзор ОКМО: изменения в законодательстве №8 (63) от 23.04.2014

Обзор ОКМО: изменения в законодательстве №9 (64) от 14.05.2014

Обзор ОКМО: изменения в законодательстве №10 (65) от 28.05.2014

Обзор ОКМО: изменения в законодательстве №11 (66) от 11.06.2014

Обзор ОКМО: изменения в законодательстве №12 (67) от 25.06.2014

Обзор ОКМО: изменения в законодательстве №13 (68) от 09.07.2014

Обзор ОКМО: изменения в законодательстве №14 (69) от 23.07.2014

Обзор ОКМО: изменения в законодательстве №15 (70) от 06.08.2014

Обзор ОКМО: изменения в законодательстве №16 (71) от 20.08.2014

Обзор ОКМО: изменения в законодательстве №17 (72) от 03.09.2014

Обзор ОКМО: изменения в законодательстве №18 (73) от 17.09.2014

Обзор ОКМО: изменения в законодательстве №19 (74) от 01.10.2014

Обзор ОКМО: изменения в законодательстве №20 (75) от 15.10.2014

Обзор ОКМО: изменения в законодательстве № 21 (76) от 29.10.2014

Обзор ОКМО: изменения в законодательстве № 22 (77) от 12.11.2014

Обзор ОКМО: изменения в законодательстве № 23 (78) от 26.11.2014

Обзор ОКМО: изменения в законодательстве № 24 (79) от 10.12.2014

Обзор ОКМО: изменения в законодательстве № 25 (80) от 24.12.2014

за 2013 год

Обзор ОКМО: изменения в законодательстве №22 (55) от 25.12.2013

Обзор ОКМО: изменения в законодательстве №21 (54) от 11.12.2013

Обзор ОКМО: изменения в законодательстве №20 (53) от 27.11.2013

Обзор ОКМО: изменения в законодательстве №19 (52) от 13.11.2013

Обзор ОКМО: изменения в законодательстве №18 (51) от 30.10.2013

Обзор ОКМО: изменения в законодательстве №17 (50) от 16.10.2013

Обзор ОКМО: изменения в законодательстве №16 (49) от 02.10.2013

Обзор ОКМО: изменения в законодательстве №15 (48) от 18.09.2013

Региональное законодательство

Постановление Тульской областной Думы 6-го созыва № 10/326 от 12.03.2015 «О совете по взаимодействию Тульской областной Думы 6-го созыва и представительных органов муниципальных образований Тульской области»

Приложение к постановлению Тульской областной Думы 6-го созыва № 10/326 от 12.03.2015 «Положение «О Совете по взаимодействию Тульской областной Думы 6-го созыва и представительных органов муниципальных образований Тульской области»

Закон Тульской области № 577-ЗТО от 27.05.2005 «Об установлении порядка избрания и полномочий главы вновь образованного муниципального образования на первый срок его полномочий, статуса указанной должности в структуре органов местного самоуправления»

Закон Тульской области № 2056-ЗТО от 30.01.2014 «О внесении изменений в Закон Тульской области «О полномочиях органов государственной власти Тульской области по взаимодействию с Советом муниципальных образований Тульской области»

Закон Тульской области № 2133-ЗТО от 11.06.2014 «Об объединении муниципальных образований, расположенных на территории Ленинского района Тульской области, с муниципальным образованием город Тула, о внесении изменений в Закон Тульской области «О переименовании «Муниципального образования город Тула Тульской области», установлении границы муниципального образования город Тула и наделении его статусом городского округа» и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Тульской области»

 Закон Тульской области № 2138-ЗТО от 11.06.2014 «О преобразовании муниципальных образований, расположенных на территории Ефремовского района Тульской области» (вместе с «Описанием границы муниципального образования город Ефремов», «Перечнем населенных пунктов, входящих в состав территории муниципального образования город Ефремов»)

 Закон Тульской области № 2140-ЗТО от 11.06.2014 «О преобразовании муниципальных образований, расположенных на территории Алексинского района Тульской области» (вместе с «Описанием границы муниципального образования город Алексин», «Перечнем населенных пунктов, входящих в состав территории муниципального образования город Алексин»)

 Закон Тульской области № 2168-ЗТО от 10.07.2014 «О регулировании отдельных правоотношений, связанных с организацией и деятельностью органов местного самоуправления на территории Тульской области»

Составление реестра бесхозяйного имущества

Ответ: Согласно пункту 1 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.

Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся (п. 3 ст. 225 ГК РФ).
Порядок принятия бесхозяйных недвижимых вещей на учет урегулирован Положением о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 сентября 2003 г. № 580 (далее – Положение). Согласно данному Положению принятие на учет и снятие с учета объектов недвижимого имущества осуществляют:

Федеральная регистрационная служба – в отношении объектов недвижимого имущества, расположенных на территории более одного регистрационного округа;
территориальные органы Федеральной регистрационной службы – в отношении иных объектов недвижимого имущества, расположенных на территории регистрационного округа по месту нахождения недвижимого имущества.

Принятие на учет объектов недвижимого имущества осуществляется путем внесения соответствующих записей в Единый государственный реестр прав (пункт 21 Положения). Составление отдельного реестра бесхозяйного имущества законодательством не предусмотрено.

В соответствии с Положением принятие на учет осуществляется на основании представляемого в единственном экземпляре заявления органа местного самоуправления, на территории которого находится бесхозяйная недвижимая вещь.

К заявлению должны быть приложены документы, подтверждающие, что объект недвижимого имущества не имеет собственника, или его собственник неизвестен, или от права собственности на него собственник отказался, а также документы, содержащие описание и план объекта недвижимого имущества, удостоверенные соответствующей организацией (органом) по учету бесхозяйных недвижимых вещей.

Все прилагаемые к заявлению документы, за исключением случаев, установленных в Положении, представляются в двух экземплярах.

Документами, подтверждающими, что бесхозяйная недвижимая вещь не имеет собственника или ее собственник неизвестен, в том числе являются: выданные органами учета государственного и муниципального имущества документы о том, что данная бесхозяйная недвижимая вещь не учтена в реестрах федерального имущества, государственного имущества субъекта Российской Федерации и муниципального имущества;выданные соответствующими государственными органами (организациями), осуществлявшими регистрацию прав на недвижимость до введения в действие Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» и до начала деятельности учреждения юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, документы, подтверждающие, что права на данную бесхозяйную недвижимую вещь ими не были зарегистрированы.

Документом, подтверждающим отказ собственника от права собственности на бесхозяйную недвижимую вещь, является заявление собственника об отказе от права собственности. Данное заявление представляется собственником (участниками общей собственности, если объект находится в общей собственности) в орган местного самоуправления по месту нахождения бесхозяйной недвижимой вещи.

Плата за принятие на учет бесхозяйной недвижимой вещи с органов местного самоуправления не взимается.

Принятие на учет бесхозяйной недвижимой вещи осуществляется в срок не более месяца со дня представления органом местного самоуправления заявления и иных необходимых документов, путем внесения соответствующих записей в Единый государственный реестр прав.

После принятия на учет объекта недвижимого имущества, который не имеет собственника или собственник которого неизвестен, а также в связи с отказом собственника от права собственности на него, органу местного самоуправления выдается (направляется) выписка из Единого государственного реестра прав о принятии на учет объекта недвижимого имущества.

Может ли администрация или представительный орган муниципального образования выступить учредителем некоммерческой организации? Как осуществляется процесс наделения такой оранизации имуществом?

Ответ: Часть 1 статьи 2 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» определяет некоммерческую организацию как организацию, не имеющую извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющую полученную прибыль между участниками. Как предусмотрено частью 2 статьи 2 этого же закона, некоммерческие организации могут создаваться для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ.

В соответствии со статьей 9.1 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» одной из форм некоммерческих организаций является муниципальное учреждение. Типами муниципальных учреждений признаются автономные, бюджетные и казённые.

Часть 2 статьи 13 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» предусмотрено, что решение о создании некоммерческой организации в результате ее учреждения принимается ее учредителями (учредителем). В отношении муниципального бюджетного или казенного учреждения такое решение принимается в порядке, установленном местной администрацией муниципального образования.

В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 15 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» учредителем бюджетного или казенного учреждения является муниципальное образование в отношении муниципального казенного или бюджетного учреждения.

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 6 Федерального закона от 03.11.2006 N 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» учредителем автономного учреждения, созданного на базе имущества, находящегося в муниципальной собственности, является муниципальное образование.

В соответствии с пунктом 1 статьи 69 Федерального закона от 06.10.2010 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» представительные органы муниципальных образований могут принимать решения о создании некоммерческих организаций в форме автономных некоммерческих организаций и фондов. Однако в настоящее время отсутствует специальное законодательство, регламентирующее правовое положение и деятельность автономных некоммерческих организаций, создаваемых представительными органами муниципальных образований. Подобный пробел делает затруднительной на практике процедуру создания таких некоммерческих организаций. Хотя подобные организации всё же создаются.
Относительно наделения некоммерческих организаций, учредителями которых являются органы местного самоуправления, имуществом можно пояснить следующее.

За муниципальными автономными, бюджетными и казёнными учреждениями имущество закрепляется на праве оперативного управления (статья 296 ГК РФ, часть 9 статьи 9.2.Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», часть 1 статьи 3 Федерального закона от 03.11.2006 N 174-ФЗ «Об автономных учреждениях»).

Что касается автономных некоммерческих организаций и фондов, то в соответствии с абз. 2 части 1 статьи 7 и абз. 2 части 1 статьи 10 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» имущество, переданное автономной некоммерческой организации/ фонду ее учредителями (учредителем), является собственностью автономной некоммерческой организации/ фонда. Учредители автономной некоммерческой организации не сохраняют прав на имущество, переданное ими в собственность этой организации. Как уже было сказано, в настоящее время законодательство не содержит специальных положений, регламентирующих процедуру наделения имуществом автономных некоммерческих организаций (также фондов), создаваемых представительными органами местного самоуправления. Однако в соответствии со ст. 217 ГК РФ имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества. Также в соответствии со ст. 31 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» органы местного самоуправления в соответствии с установленными настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами полномочиями могут оказывать некоммерческим организациям экономическую поддержку, в частности, в форме предоставления различных льгот. Передача имущества автономным некоммерческим организациям как форма экономической поддержки некоммерческих организаций органами местного самоуправления не закреплена. На основании этого представляется спорным говорить о возможности применения положений абз. 2 ч. 1 ст. 7 и абз. 2 ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» относительно автономных некоммерческих учреждений или фондов, создаваемых органами местного самоуправления.

Правоприменительная практика, например, идет по пути отмены актов глав муниципальных образований, которыми находящееся в собственности муниципального образования имущество передаётся в качестве учредительного взноса в автономную некоммерческую организацию.

Обязана ли местная администрация готовить проекты муниципальных правовых актов для принятия их представительным органом?

Ответ: Согласно части 1 статьи 34 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 131-ФЗ) органами, входящие в структуру органов местного самоуправления являются как представительный орган муниципального образования, так и местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования).

Глава местной администрации руководит органом на принципах единоначалия (ч.1 ст. 37 Федерального закона № 131-ФЗ). Вместе с тем согласно части 6.1. статьи 37 Федерального закона № 131-ФЗ глава местной администрации подконтролен и подотчетен представительному органу муниципального образования. Вместе с тем, подконтрольность и подотчетность главы местной администрации не означает его подчиненности представительному органу муниципального образования. Таким образом, полагаем, что обязанности у работников местной администрации готовить проекты решений для представительного органа отсутствует. Однако, глава местной администрации вправе вносить проекты муниципальных правовых актов, которые принимаются представительным органом в порядке статьи 46 Федерального закона № 131-ФЗ.

В тоже время, как правило, для организации деятельности органа местного самоуправления создаются специальные структурные подразделения (отдел, управление, аппарат).Таким образом, для оказания методической и информационной помощи представительному органу, с нашей точки зрения, целесообразно закрепить разработку проектов муниципальных правовых актов за аппаратом представительного органа муниципального образования.

Полномочия финансового управления администрации района при проведении ревизии муниципального образования поселения? Что именно они могут проверять и какими нормативными правовыми актами регламентируются их действия?

Ответ: Ревизии являются частью финансового контроля, осуществляемого уполномоченными органами в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.

Финансовый контроль финансового управления администрации района осуществляется в соответствии со статьей 270 Бюджетного кодекса Российской Федерации путем: финансового контроля за операциями с бюджетными средствами получателей средств бюджета муниципального района; финансового контроля за соблюдением получателями бюджетных кредитов, бюджетных инвестиций и муниципальных гарантий условий выделения, получения, целевого использования и возврата бюджетных средств муниципального района.

В случае если финансовое управление администрации района или администрация района являлись главными распорядителями (распорядителями) бюджетных средств района в части субсидий, субвенций, иных межбюджетных трансфертов, предоставляемых поселениям, то финансовое управление района осуществляет финансовый контроль за использованием указанных бюджетных средств в соответствии с условиями и целями, определенными при предоставлении указанных средств из бюджета (статьи 269, 266 Бюджетного кодекса Российской).

Таким образом, в соответствии с принципом самостоятельности бюджетов финансовое управление администрации района может осуществлять финансовый контроль только за использованием денежных средств, передаваемых из бюджета района в бюджет поселения, но не за использованием собственных средств бюджета поселения.
Контроль осуществляется финансовыми органами в соответствии
с Бюджетным кодексом Российской Федерации, положением о бюджетном процессе в муниципальном районе, нормативным правовым актом муниципального района о межбюджетных отношениях в муниципальном районе, муниципальными правовыми актами администрации района, представительного органа района, финансового управления администрации района.

С 20 марта 2017 года Ассоциация «Совет муниципальных образований Тульской области» проводит областной конкурс с целью широкого привлечения населения к участию в благоустройстве территорий населённых пунктов, расположенных в Тульской области.

В районах и городских округах определены муниципальные координаторы конкурса.

Заявки на участие в конкурсе подаются с 20 марта по 20 апреля 2017 года.

Проведение работ по благоустройству, указанному в заявках, проводится в срок с 20 апреля по 5 мая 2017 года.

Рассмотрение конкурсных заявок осуществляется конкурсной комиссией в срок с 5 мая по 20 мая 2017 года.

Победителей конкурса определяет конкурсная комиссия.

Размер финансовых средств, выделяемых для приобретения имущества в соответствии с призовыми местами:

1 место – до 150 000 (сто пятьдесят тысяч) рублей;

2 место – до 120 000 (сто двадцать тысяч) рублей;

3 место – до 100 000 (сто тысяч) рублей.

Победители конкурса, занявшие призовые места, по решению схода, общего собрания собственников МКД получат призы в виде:

- элементов детской площадки;

- элементов спортивной площадки;

- малых архитектурных форм (скамейки, урны, беседки);

- саженцев деревьев и кустарников;

- ограждающих конструкций.

Выполнение работ по благоустройству осуществляется до 1 октября 2017 года.


С положением и проведении конкурса можно ознакомиться здесь