Концепция ТОС

1. Введение

Концепция развития территориального общественного самоуправления в Тульской области (далее – Концепция) является системой взглядов, способом консолидации усилий и ресурсов власти, бизнеса и гражданского сообщества вокруг решения проблемы развития территориального общественного самоуправления в регионе.

Концепция разработана Советом муниципальных образований Тульской области на основе учета опыта ряда регионов России, опросов и исследований, при активном участии министерства внутренней политики и развития местного самоуправления в Тульской области, а также представителей органов территориального общественного самоуправления региона.

Территориальное общественное самоуправление является важной, может быть даже ключевой формой самоорганизации граждан для осуществления собственных инициатив по вопросам местного значения, выражения своей гражданской активности в муниципалитете.

Территориальное общественное самоуправление отличается многообразием своих уровней (подъезд многоквартирного жилого дома, многоквартирный жилой дом, группа жилых домов, жилой микрорайон, сельский населенный пункт, не являющийся поселением, и на иных частях территории проживания граждан); может иметь статус юридического лица. В муниципалитете может создаваться ассоциация ТОС.

Основным направлением деятельности органов ТОС является решение социально значимых для населения вопросов, в том числе с возможным использованием бюджетных средств. Создание необходимых условий для успешного функционирования системы ТОС должно стать для муниципальных образований приоритетной задачей..

При этом анализ изучения практики их работы показывает, что ТОС являются серьезным инструментом как для повышения гражданской активности населения, так и для решения проблем муниципальных образований, в том числе через привлечение внебюджетных ресурсов и развитие добровольческого движения.

Популяризация и распространение лучших практик работы ТОС, стимулирование создания территориального общественного самоуправления в муниципальных образованиях должно стать одним из приоритетных направлений работы органов местного самоуправления и муниципального сообщества в целом.

2. Современное состояние территориального общественного самоуправления в Тульской области и основные проблемы развития

Тульская область в числе первых приступила к реализации Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в полном объеме. Принятие вышеуказанного закона дало законодательную основу для самоорганизации граждан. Органы территориального общественного самоуправления стали рассматриваться в качестве равноправных партнеров административной власти.

Пунктом 2 статьи 33 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» закреплено, что органы местного самоуправления обязаны содействовать населению в осуществлении местного самоуправления.

Территориальное общественное самоуправление (далее – ТОС) — самоорганизация граждан по месту их жительства для самостоятельного и под свою ответственность осуществление вопросов местного значения, основной целью деятельности которых является повышение качества жизни граждан, построение развитого гражданского общества, а не просто решение насущных проблем.

Организации ТОС выступают одновременно и в качестве структур публичной власти, и в качестве некоммерческих хозяйствующих субъектов, и им принадлежит главная роль в решении задач привлечения граждан к участию в местном самоуправлении. Не являясь самостоятельным уровнем публичной власти, ТОС, тем не менее, признается одним из институтов местного самоуправления. На этом уровне не требуются инструменты публично властного воздействия и правотворческие полномочия, а достаточно механизмов самоорганизации населения. Определение оптимальных путей решения локальных проблем населения и добровольное исполнение жителями принимаемых на себя обязательств составляют основное содержание территориального общественного самоуправления.

ТОС является составной частью системы местного самоуправления и в пределах своих полномочий осуществляет свою деятельность во взаимодействии с органами исполнительной власти Тульской области, государственными органами Тульской области, органами и должностными лицами местного самоуправления Тульской области, организациями.

Поддержка ТОС является сегодня основной задачей развития общественно-политической ситуации в Тульской области, закрепленной в долгосрочной целевой программе «Развитие территориального общественного самоуправления Тульской области 2012-2014 годы», утвержденной постановлением правительства Тульской области от 28.10.2011 №53.

И для организации деятельности ТОСов в Тульской области сделано многое. Во всех районах и городских округах области приняты нормативные правовые акты, регулирующие деятельность ТОС на местном уровне, в том числе такие как Положение о территориальном местном самоуправлении, Порядок регистрации уставов ТОС, разработаны и приняты районные программы по развитию территориального общественного самоуправления.

Таким образом, в масштабах Тульской области движение ТОС носит массовый характер с безусловным сохранением принципов самоорганизации и самоуправления.

К сожалению, создание необходимых условий для успешного функционирования системы ТОС стало приоритетной задачей не во всех муниципальных образованиях, что привело к тому, что пока это движение недостаточно хорошо организационно оформлено.

Анализ, проведенный Советом муниципальных образований совместно с министерством внутренней политики и развития местного самоуправления, показал, что на территории 112 городских и сельских поселений Тульской области, осуществляют свою деятельность около 2000 ТОС, из них официально зарегистрированы в администрации муниципалитета только 690 ТОС, статус юридического лица приобрели лишь 60 ТОС.

И это при том, что на настоящий момент ТОС объединяют около 500 тысяч жителей региона, т.е. практически треть населения области.

Анализ деятельности органов ТОС показал, что сфера приложения усилий органов общественного самоуправления весьма широк. Это и благоустройство территорий, и оказание помощи пожилым людям, и организация досуга и занятости детей и подростков, проведение дворовых праздников и спортивных соревнований, содействие в проведении паспортизации, охрану и поддержание правопорядка, строительство игровых и спортивных площадок, защиту прав и интересов жителей и многое другое.

Территориальное общественное самоуправление решает большое количество социально значимых вопросов жизнедеятельности Тульской области, но вместе с тем, в настоящий момент выявлен ряд объективных и субъективных проблем, тормозящих развитие региональной системы ТОС.

Основными проблемами развития системы ТОС на территории Тульской области являются:

  • разобщенность людей, исчезновение «общинных» навыков поведения, отсутствие свободного времени у значительного числа граждан и т.п.;
  • сформированная «иждивенческая позиция» значительного числа граждан, с одной стороны, и, отсутствие у местных руководителей мотиваций и навыков партнерского взаимоотношения с гражданами и их сообществами, с другой;
  • отсутствие в большинстве муниципальных образований успешных практик и традиций развития общественной инициативы, учета мнения граждан и согласования общественных интересов, так как инициатива граждан нередко воспринимается властью как угроза ей самой;
  • недостаточное развитие на местном уровне современных общественных практик (добровольчество, благотворительность, общественная экспертиза, общественный контроль и т.п.);
  • несовершенство и неполнота правовых механизмов, регулирующих участие граждан в решении вопросов местного значения и осуществлении деятельности по общественному контролю;
  • отсутствие в местных бюджетах необходимых средств для исполнения публичных обязательств и поддержки инициатив граждан;
  • отсутствие действующей системы социальных лифтов для включения наиболее активных граждан в систему управления.

3. Цель и задачи развития территориального общественного самоуправления в Тульской области

Стратегическая цель: максимально полное вовлечение населения в решение вопросов местного значения и повышение активности участия жителей в общественно-политической жизни региона.

Задачи:

  • создание всесторонних условий для активизации и эффективного использования института территориального общественного самоуправления;
  • вовлечение не менее 50% населения региона в решение актуальных задач, связанных с созданием комфортной, благоустроенной среды проживания, через участие в ТОС;
  • поддержка существующих, и создание в Тульской области новых организаций ТОС;
  • увеличение количества ТОС, зарегистрированных в качестве юридического лица;
  • определение социально-значимых направлений деятельности ТОС (духовно-нравственное и патриотическое воспитание, создание безбарьерной среды обитания для лиц с ограниченными возможностями, волонтерское движение, безопасность и т.д.);
  • повышение эффективности взаимодействия местной власти и территориального общественного самоуправления, внедрения института социального партнерства с хозяйствующими субъектами, расположенными в границах ТОС;
  • формирование позитивного общественного мнения населения относительно участия в деятельности ТОСов;
  • создание Ассоциаций ТОС муниципальных районов (городских округов) и Ассоциации ТОС Тульской области;
  • поддержка и развитие электронного сервиса «Народное управление» на портале «Открытый регион», на котором население Тульской области сможет получать объективную информацию о деятельности ТОС и давать свои предложения для улучшения качества жизни горожан и селян.

4. Принципы организации и осуществления территориального общественного самоуправления в Тульской области

К принципам организации и осуществления ТОС следует отнести:

  • законность;
  • гласность и открытость деятельности ТОС;
  • выборность и подконтрольность органов ТОС гражданам, проживающим на соответствующей территории;
  • широкое участие граждан в выработке и принятии решений по вопросам, затрагивающим их интересы;
  • добровольность участия граждан в осуществлении ТОС;
  • конструктивное взаимодействие органов ТОС с органами местного самоуправления Тульской области;
  • свобода выбора гражданами форм осуществления территориального общественного самоуправления;
  • самостоятельность и ответственность ТОС в принятии решений;
  • сочетание интересов граждан, проживающих на соответствующей территории, с интересами всего населения Тульской области.

5. Приоритетные направления совершенствования системы территориального общественного самоуправления в Тульской области

К приоритетным направлениям совершенствования системы территориального общественного самоуправления в Тульской области необходимо отнести следующий комплекс мероприятий:

  • сохранение и дальнейшее упрочение основного принципа организации и функционирования системы ТОС – инициатива «снизу», но с учетом необходимости активизации мер поддержки ТОС со стороны органов государственной власти и местного самоуправления.
  • учет исторических, культурных и социально-экономических особенностей территории при установлении территориальных границ ТОС. При этом следует стремиться к соблюдению принципа «на определенной территории действует один ТОС.
  • структуризация системы ТОС и создание местных ресурсных центров поддержки общественных инициатив, добровольчества и благотворительности, которыми могут и должны стать ассоциации ТОС на местах, основной целью которых является координация деятельности и оказание методической помощи первичным организациям ТОС:

— на районном уровне — ассоциации ТОС муниципальных районов (городских округов), в состав которых войдут ТОС, поселений, зарегистрированные в качестве юридических лиц;

— на региональном — ассоциация ТОС Тульской области, в состав которых войдут ассоциации ТОС муниципальных районов (городских округов).

  • обеспечение взаимосвязи органов ТОС и органов местного самоуправления Тульской области. ТОСы должны занять весомое место в муниципальном управлении хозяйством. Важно, чтобы развитие взаимодействия между ТОС и органами местного самоуправления стало приоритетной задачей муниципалитетов.
  • разработка и внедрение органами местного самоуправления мер, направленных на моральное и материальное стимулирование органов ТОС. К таким мерам можно отнести:

— вознаграждение, премирование и иное поощрение активистов ТОС;

— бюджетное финансирование ТОС через конкурсы, гранты, субсидии на реализацию социально-значимых проектов и пр. );

— заключение договоров с управляющими компаниями о предоставлении лидерам ТОС льгот по оплате коммунальных платежей;

— предоставление на безвозмездной основе муниципальных помещений для деятельности органов ТОС, организацию подписки на местные газеты и пр.;

  • разработка и реализация региональных и местных программ обучения актива ТОС, развития добровольчества на местном уровне и обучения будущих волонтеров социальным практикам;
  • организация на региональном и местном уровнях масштабной информационно-просветительскую работы, направленной на формирование потребности в гражданском участии на местном уровне, самоорганизации населения в муниципалитетах;
  • внедрение новых механизмов «кадровых лифтов» (совершенствование региональных и местных программ по формированию кадрового резерва для местных и региональных органов власти с включением в кадровый резерв лидеров ТОС);
  • сбор и распространение лучших практик гражданского участия в местном самоуправлении, расширении сферы деятельности ТОС в решении вопросов местного значения;

Реализация этих мер потребует существенного изменения объемов и механизмов финансирования ТОС в Тульской области на региональном и муниципальном уровне.

6. Основные формы деятельности ТОС, их участия в управлении хозяйством

Институт ТОС позволяет населению муниципальных образований Тульской области принимать участие в решении вопросов местного значения путем выдвижения собственных инициатив.

Приоритетными направлениями деятельности ТОС в Тульской области являются:

6.1. В сфере жилищных отношений и благоустройства.

Реформа жилищно-коммунального хозяйства может быть реализована надлежащим образом при активном участии общественности. Эффективность способов управления многоквартирными домами напрямую зависит от уяснения собственниками потребности объединения и самоуправления. Необходимы собственники, умеющие консолидировать свои усилия, цивилизованно вести диалог и управлять своим имуществом. Между тем большинство собственников квартир не готово к выполнению своих обязанностей по управлению домами. В этой связи органы ТОС могут выполнить ряд важных функций в сфере жилищных отношений и благоустройства:

  • хозяйственная деятельность по содержанию жилищного фонда, благоустройству территории, направленная на удовлетворение социально-бытовых потребностей граждан, проживающих на соответствующей территории, как за счет средств указанных граждан, так и по договору с органами местного самоуправления, с управляющими компаниями;
  • участие в осуществлении и приеме работ по благоустройству территории и ремонту жилищного фонда, финансируемых из бюджетов;
  • информационно-разъяснительная работа среди населения и оказание помощи при проведении собраний собственников помещений в многоквартирных домах;
  • содействие в деятельности по обеспечению сохранности объектов общего пользования в доме (лифты, почтовые ящики, входные двери и т.п.), результатов капитальных вложений в жилищный фонд и объекты благоустройства на соответствующей территории;
  • содействие в деятельности по обеспечению соблюдения правил пользования жилыми помещениями, правил содержания домашних животных;
  • участие в реализации способа управления многоквартирным домом – непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме;
  • взаимодействие с управляющими организациями, товариществами собственников жилья, жилищными кооперативами и иными специализированными потребительскими кооперативами в интересах населения соответствующей территории;
  • защита прав и законных интересов населения на получение качественных жилищно-коммунальных услуг при взаимодействии с управляющими организациями, подрядными организациями, поставщиками этих услуг;
  • разработка и реализация перспективных планов благоустройства территории микрорайонов и иных территорий, их социально – экономического развития;
  • организация и проведение общественных работ по благоустройству территории деятельности ТОС на соответствующих территориях (оборудование мест отдыха, детских и спортивных площадок, озеленение, ремонт дорог и тротуаров, вывоз мусора и др.).

6.2. В сфере социальной работы.

Органы ТОС обеспечивают тесное взаимодействие населения и органов местного самоуправления. Они обладают более полной информацией о состоянии соответствующей территории. В этой связи они могут выполнять функции в сфере социальной работы:

  • содействие государственным и муниципальным учреждениям социального профиля в реализации их задач и функций;
  • организация учета семей и лиц, нуждающихся в социальной поддержке государства и муниципального образования;
  • предоставление консультаций по вопросам социального обеспечения и обслуживания;
  • оказание материальной, организационной помощи ветеранам, инвалидам и другим, нуждающимся в помощи людям;
  • организация праздников, спортивных состязаний, вечеров и иных мероприятий для микрорайона, квартала и других территорий;
  • работа с детьми и подростками, содействие развитию дошкольного, школьного и внешкольного воспитания на соответствующей территории;
  • проведение акций милосердия и благотворительности, содействие в проведении таких акций благотворительными организациями, гражданами и их объединениями;
  • сглаживание конфликтов между участниками территориальных сообществ и поддержание добрососедских отношений.

6.3. В сфере экологии.

Органы ТОС могут выполнять ряд функций в области экологии:

  • осуществление общественного экологического мониторинга на соответствующей территории;
  • защита прав и законных интересов населения на благополучную среду проживания;
  • информирование населения соответствующей территории об экологических угрозах;
  • содействие органам государственной власти и местного самоуправления в их деятельности в области охраны окружающей среды;
  • экологическое воспитание и просвещение населения;
  • организация субботников и иных акций по благоустройству территории;
  • общественный контроль по надлежащему санитарному состоянию мест общего пользования, остановочных комплексов общественного транспорта, прилегающих территорий организаций торговли, общественного питания и т.д.

6.4. В сфере охраны общественного порядка и обеспечения пожарной безопасности.

Органы ТОС могут выполнять ряд функций в сфере охраны общественного порядка и обеспечения пожарной безопасности:

  • информирование правоохранительных органов о совершенных правонарушениях на территории деятельности ТОС;
  • оказание содействия деятельности административных комиссий муниципальных образований Тульской области и организации народных дружин по охране общественного порядка;
  • профилактическая работа в области предупреждения правонарушений, наркомании, токсикомании и игромании;
  • взаимодействие с участковыми уполномоченными полиции;
  • содействие органам пожарной безопасности в реализации их задач и функций;
  • информирование органов пожарной безопасности о нарушениях необходимых мер пожарной безопасности.

6.5. В сфере градостроительной и иной деятельности.

Органы ТОС могут выполнять ряд функций в сфере градостроительной и иной деятельности:

  • участие в рассмотрении вопросов по согласованию предоставления и изъятия земельных участков на основании регламентирующих нормативных актов;
  • организация и проведение общественных экспертиз планов и проектов застройки на территории деятельности ТОС;
  • участие в мобилизационной подготовке и мобилизации в соответствии с установленным законом порядке;
  • содействие в сохранении и популяризации объектов культурного наследия, находящихся на соответствующей территории в порядке, установленном законом.

7. Механизм обеспечения реализации Концепции

7.1. Нормативно-правовое обеспечение:

Для реализации Концепции необходимо переработать и внести изменения в отдельные нормативные правовые акты регионального и муниципального уровня.

Так, необходимо внести изменения в областную долгосрочную целевую программу «Развитие территориального общественного самоуправления Тульской области на 2012 — 2014 годы», утвержденную постановлением правительства Тульской области от 28.10.2011 N 53, а также в муниципальные программы по развитию ТОС территорий.

7.2. Налаживание эффективной системы постоянного мониторинга общественного мнения о территориальном общественном самоуправлении, позволяющей объективно оценивать ситуацию, выявлять тенденции развития и предотвращать разрастание возможных конфликтов.

7.3. Проведение комплекса информационных мероприятий.

Разработка и проведение системной информационной деятельности по информированию населения, ориентированной на активизацию гражданского сообщества, отклик со стороны туляков. Основным инструментом реализации информационных мероприятий будет раздел «Народное управление (ТОС)» на портале «Открытый регион 71».