Общественным активистам и представителям муниципалитетов рассказали о финансовых мошенниках

Общественным активистам и представителям муниципалитетов рассказали о финансовых мошенниках

«Службы безопасности банков», «раздолжнители», «антиколлекторы», «кредитные юристы», — мошенники изобретают все более изощренные схемы обмана, жертвы которых в Тульской области, как и по всей стране, появляются буквально ежедневно. Причем в число доверчивых граждан, потерявших сотни и даже миллионы рублей, попадают люди самых разных возрастов. В этих условиях на первый план выходит необходимость повышения финансовой грамотности населения – как один из эффективных способов предупреждение мошенничества.

14 декабря Ассоциация «Совет муниципальных образований Тульской области» присоединилась к координационному совещанию, организованному в режиме видеоконференцсвязи Отделением по Тульской области Главного управления Центрального банка Российской Федерации по Центральному федеральному округу (Отделение Тула). В обсуждении по приглашению Ассоциации также приняли участие представители администраций муниципальных районов (городских округов) региона, руководители и активисты ТОС и старосты сельских населенных пунктов – всего 218 участников. Темой совещания стал вопрос межведомственного взаимодействия в рамках выявления нелегальных участников финансового рынка в Тульской области.

С приветственным словом к участникам совещания обратилась управляющий Отделением Тула Юнэсса Васина. С докладами и презентациями выступили представители отдела безопасности Отделения Тула: эксперты рассказали о кибермошенничестве, недобросовестных практиках продаж  финансовых услуг, хищении ценных бумаг и прочих общих схемах мошенничества на финансовых рынках.

Начальник экономического отдела Отделения Тула Юлия Савинкова подробно остановилась на видах мошенничества в интернете и по телефону: так называемый фишинг (кража пароля, логина с целью похищения средств с банковской карты), махинации с интернет-кошельками, мошенничество через электронную почту, а также звонки злоумышленников с попытками получить персональные данные или реквизиты банковского счета или банковской карты, звонки или sms-сообщение от имени банка с просьбой уточнить данные для входа в личный кабинет и многое другое.

««Раздолжнители» – они же «антиколлекторы», «кредитные юристы» и т.п. предлагают уменьшить платежи по кредитам или вовсе избавить от долгов, — пояснила Юлия Савинкова, говоря о еще одном способе обмана граждан. — Используют финансовую неграмотность должников, усугубляя их положение: заёмщик оплачивает услуги «раздолжнения», а на невыплачиваемый кредит начисляются новые пени и штрафы.

Зачастую жертвами мошенников становятся люди, не обладающие достаточными финансовыми знаниями. Последствия финансовой неграмотности весьма многообразны, а зачастую и печальны».

Данный тезис спикера подтверждает пугающая статистика УМВД России по Тульской области: например, только за одни сутки 13 декабря жертвами мошенников стали сразу четырнадцать граждан, у которых были похищены деньги в общей сумме 2,7 млн рублей. А всего в январе – октябре 2021 года в регионе зарегистрировано 12 873 преступления в сфере информационно-телекоммуникационных технологий, что на 1 836 больше, чем за аналогичный период прошлого года. «Как показывает практика, часто потерпевшие знают о методах, используемых преступниками, а также о способах совершения мошенничеств, и всё равно попадаются на уловки злоумышленников», — отмечает официальный сайт ведомства.

Для повышения финансовой грамотности Банком России разработан и на постоянной основе осуществляется ряд онлайн – проектов, самый масштабный из которых — «Онлайн-уроки ФГ». Позволяет подсоединиться к проводимым профессионалами финансового рынка лекциям из любой точки. Требуется только наличие интернета. Предназначен для школьников и студентов ССУЗов.

Вебинары «Грамотный инвестор» проводятся для студентов и взрослого населения.

В проекте для старшего поколения основными темами онлайн-занятий являются: «Экономия для жизни», «Финансовое мошенничество. Защити себя и свою семью», «Банковские услуги. Выбираем банк в помощники», «Что нужно знать и как избежать ошибок при выборе вклада?».

Существуют и другие проекты Банка России. Например, просветительский ресурс «Финансовая культура» (fincult.info). Сайт регулярно обновляется и содержит много полезной информации. А также мобильное приложение «ЦБ-онлайн», где в режиме онлайн получить ответ на вопросы о финансовых продуктах и услугах; проверить финансовую организацию на наличие лицензии, узнать, оказывает ли она нужные вам услуги, и найти на карте её ближайший офис; прочитать новости и полезные статьи о финансах.

Также проводятся и очные мероприятия с различными категориями населения силами работников Отделения Тула.

Для защиты прав потребителей финансовых услуг в Банке России есть специальное подразделение — Служба Банка России по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг, именно туда необходимо обращаться за помощью в первую очередь.