Обзор изменений законодательства РФ (в сфере местного самоуправления) в период с 30 июня по 5 июля 2021
1. Расширены возможности портала госуслуг при проведении общих собраний собственников помещений в заочной форме.
Постановление Правительства РФ от 29.06.2021 N 1057 «О внесении изменений в Положение о федеральной государственной информационной системе «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)».
Закреплено, что портал госуслуг обеспечивает возможность при проведении общих собраний собственников помещений в заочной форме с использованием ГИС ЖКХ размещения сообщений о проведении общего собрания собственников помещений, решений, принятых общим собранием собственников помещений, итогов голосования, хранения протоколов общих собраний собственников помещений, голосования по вопросам повестки дня общего собрания собственников.
Кроме того, предусмотрено, что заявления и документы, подаваемые заявителем в электронной форме с использованием портала, могут быть подписаны не только простой электронной подписью, но и усиленной неквалифицированной электронной подписью, сертификат ключа проверки которой создан и используется в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме.
2. Устранена правовая неопределенность относительно определения органом местного самоуправления единой теплоснабжающей организации в отношении бесхозяйных источников тепловой энергии.
Федеральный закон от 02.07.2021 N 348-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О теплоснабжении».
Предусмотрено, в частности, что орган местного самоуправления поселения, городского округа или муниципального округа либо уполномоченный орган исполнительной власти города Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя обязан обеспечить проведение проверки соответствия бесхозяйного объекта теплоснабжения требованиям безопасности, проверки наличия документов, необходимых для безопасной эксплуатации объекта теплоснабжения, обратиться в орган регистрации прав, для принятия на учет бесхозяйного объекта теплоснабжения, а также обеспечить выполнение кадастровых работ в отношении такого объекта теплоснабжения.
До даты регистрации права собственности на бесхозяйный объект теплоснабжения орган местного самоуправления поселения, городского округа или муниципального округа либо уполномоченный орган исполнительной власти города Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя организует содержание и обслуживание такого объекта теплоснабжения.
В течение тридцати дней с даты принятия органом регистрации прав на учет бесхозяйного объекта теплоснабжения, но не ранее приведения его в соответствие с требованиями безопасности, подготовки и утверждения документов, необходимых для безопасной эксплуатации объекта теплоснабжения, и до даты регистрации права собственности на бесхозяйный объект теплоснабжения орган местного самоуправления поселения, городского округа или муниципального округа либо уполномоченный орган исполнительной власти города Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя обязан определить теплосетевую организацию, тепловые сети которой непосредственно соединены с тепловой сетью, являющейся бесхозяйным объектом теплоснабжения, либо единую теплоснабжающую организацию в системе теплоснабжения, в которую входят тепловая сеть и (или) источник тепловой энергии, являющиеся бесхозяйными объектами теплоснабжения, и которая будет осуществлять содержание и обслуживание указанных объектов теплоснабжения, если органом государственного энергетического надзора выдано разрешение на допуск в эксплуатацию указанных объектов теплоснабжения. Бесхозяйный объект теплоснабжения, в отношении которого принято решение об определении организации по содержанию и обслуживанию, должен быть включен в утвержденную схему теплоснабжения.
3. Принят закон об упрощении и оптимизации порядка осуществления госзакупок.
Федеральный закон от 02.07.2021 N 360-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Предусматриваются следующие основные нововведения:
сокращение числа способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) — предусмотрены конкурсы (открытый конкурс в электронной форме), закрытый конкурс, закрытый конкурс в электронной форме; аукционы (открытый аукцион в электронной форме), закрытый аукцион, закрытый аукцион в электронной форме; запрос котировок в электронной форме;
установление «универсальной предквалификации», предусматривающей возможность допуска к участию в закупках стоимостью свыше 20 млн. рублей только участников, имеющих успешный опыт исполнения контракта в объеме исполненных обязательств в размере не менее 20 процентов от начальной (максимальной) цены контракта;
уточнение регулирования вопросов проведения общественного обсуждения закупок, порядка обжалования действий (бездействия) субъектов контроля и др.
Закон вступает в силу с 1 января 2022 года, за исключением положений, для которых установлены иные сроки вступления их в силу.
4. Сокращены сроки оплаты по госконтрактам.
Постановление Правительства РФ от 28.06.2021 N 1034 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации в целях повышения равномерности исполнения федерального бюджета по расходам и снижения рисков их неисполнения и признании утратившими силу отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации».
В частности, изменениями, внесенными в Положение о мерах по обеспечению исполнения федерального бюджета, утвержденное постановлением Правительства РФ от 9 декабря 2017 г. N 1496, предусматривается, в числе прочего:
сокращение срока доведения лимитов бюджетных обязательств на осуществление закупок до получателей средств федерального бюджета в полном объеме (с 20 до 10 рабочих дней после их отражения на лицевых счетах главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств),
расширение сферы применения комплексного запроса (устанавливается, в частности, возможность перераспределения бюджетных ассигнований на осуществление (софинансирование) капитальных вложений между текущим финансовым годом и плановым периодом в целях опережающего проектирования, строительства (реконструкции) или приобретения объектов капвложений, а также между двумя и более объектами капитальных вложений в пределах одного финансового года);
обязанность получателей средств федерального бюджета в общем случае предусматривать в заключаемых ими госконтрактах, обязательство по оплате (в том числе отдельного этапа исполнения контракта), в срок, не превышающий 10 рабочих дней (в случае заключения контракта с субъектом малого предпринимательства или СОНКО — 7 рабочих дней) со дня подписания документа о приемке.
5. В новой редакции изложены перечни стандартов, необходимых для применения и исполнения требований технического регламента Евразийского экономического союза «О безопасности оборудования для детских игровых площадок» (ТР ЕАЭС 042/2017).
Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 29.06.2021 N 82 «О внесении изменений в Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 7 февраля 2018 г. N 22».
Настоящее Решение вступает в силу по истечении 30 календарных дней с даты его официального опубликования.
6. Полномочия контрольно-счетных органов закреплены в новой редакции.
Федеральный закон от 01.07.2021 N 255-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» и отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Установлено, в частности, что контрольно-счетный орган субъекта РФ осуществляет, в том числе, следующие основные полномочия:
внешняя проверка годового отчета об исполнении бюджета субъекта Российской Федерации, об исполнении местного бюджета в пределах компетенции, установленной Бюджетным кодексом РФ, годового отчета об исполнении бюджета территориального государственного внебюджетного фонда;
проведение аудита в сфере закупок товаров, работ и услуг в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»;
оценка эффективности формирования государственной собственности субъекта РФ, управления и распоряжения такой собственностью и контроль за соблюдением установленного порядка формирования такой собственности, управления и распоряжения такой собственностью (включая исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности);
анализ и мониторинг бюджетного процесса в субъекте Российской Федерации, в том числе подготовка предложений по устранению выявленных отклонений в бюджетном процессе и совершенствованию бюджетного законодательства Российской Федерации;
осуществление контроля за состоянием государственного внутреннего и внешнего долга субъекта Российской Федерации;
оценка реализуемости, рисков и результатов достижения целей социально-экономического развития субъекта РФ, предусмотренных его документами стратегического планирования, в пределах компетенции контрольно-счетного органа субъекта РФ.
Контрольно-счетный орган муниципального образования осуществляет, в частности, следующие основные полномочия:
организация и осуществление контроля за законностью и эффективностью использования средств местного бюджета, а также иных средств в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
проверка и анализ обоснованности показателей проекта местного бюджета;
проведение аудита в сфере закупок товаров, работ и услуг в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»;
оценка эффективности формирования муниципальной собственности, управления и распоряжения такой собственностью и контроль за соблюдением установленного порядка формирования такой собственности, управления и распоряжения такой собственностью (включая исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности);
проведение оперативного анализа исполнения и контроля за организацией исполнения местного бюджета в текущем финансовом году, ежеквартальное представление информации о ходе исполнения местного бюджета, о результатах проведенных контрольных и экспертно-аналитических мероприятий в представительный орган муниципального образования и главе муниципального образования;
осуществление контроля за состоянием муниципального внутреннего и внешнего долга;
оценка реализуемости, рисков и результатов достижения целей социально-экономического развития муниципального образования, предусмотренных документами стратегического планирования муниципального образования, в пределах компетенции контрольно-счетного органа муниципального образования;
Контрольно-счетный орган муниципального района или городского округа с внутригородским делением также осуществляет контроль за законностью и эффективностью использования средств бюджета муниципального района, бюджета городского округа с внутригородским делением, поступивших соответственно в бюджеты поселений, входящих в состав данного муниципального района, бюджеты внутригородских районов, входящих в состав данного городского округа с внутригородским делением.
Внешний государственный и муниципальный финансовый контроль осуществляется контрольно-счетными органами:
в отношении органов государственной власти и государственных органов, органов территориальных государственных внебюджетных фондов, органов местного самоуправления и муниципальных органов, государственных (муниципальных) учреждений и унитарных предприятий соответствующего субъекта РФ (муниципального образования), а также иных организаций, если они используют имущество, находящееся в государственной (муниципальной) собственности соответствующего субъекта РФ (муниципального образования);
в отношении иных лиц в случаях, предусмотренных Бюджетным кодексом Российской Федерации и другими федеральными законами.
Руководители проверяемых органов и организаций обязаны обеспечивать соответствующих должностных лиц контрольно-счетных органов, участвующих в контрольных мероприятиях, оборудованным рабочим местом с доступом к справочным правовым системам, информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
При осуществлении внешнего государственного и муниципального финансового контроля контрольно-счетным органам предоставляется необходимый для реализации их полномочий постоянный доступ к государственным и муниципальным информационным системам в соответствии с законодательством РФ об информации, информационных технологиях и о защите информации, законодательством РФ о государственной и иной охраняемой законом тайне.
Контрольно-счетные органы вправе на основе заключенных соглашений о сотрудничестве и взаимодействии привлекать к участию в проведении контрольных и экспертно-аналитических мероприятий контрольные, правоохранительные и иные органы и их представителей, а также на договорной основе аудиторские, научно-исследовательские, экспертные и иные учреждения и организации, отдельных специалистов, экспертов, переводчиков.
Настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении девяноста дней после дня его официального опубликования, за исключением отдельных положений, вступающих в силу с 1 января 2022 года.
7. В рамках оказания гражданам бесплатной юридической помощи закреплена обязанность органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и иных организаций направлять письменный ответ на соответствующий запрос государственного юридического бюро.
Федеральный закон от 01.07.2021 N 257-ФЗ «О внесении изменений в статью 17 Федерального закона «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации».
Установлено, что государственное юридическое бюро вправе направлять в органы государственной власти, органы местного самоуправления, общественные объединения и иные организации официальное обращение по входящим в компетенцию указанных органов и организаций вопросам о предоставлении справок, характеристик и иных документов, необходимых для оказания гражданам бесплатной юридической помощи.
Ответ на запрос должен быть дан в тридцатидневный срок со дня его получения. В случаях, требующих дополнительного времени на сбор и предоставление запрашиваемых сведений, указанный срок может быть продлен, но не более чем на тридцать дней, при этом в адрес государственного юридического бюро, направившего указанный запрос, направляется уведомление о продлении срока рассмотрения запроса государственного юридического бюро.
Требования к форме, порядку оформления и направления запроса государственного юридического бюро определяются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области обеспечения граждан бесплатной юридической помощью.
В предоставлении государственному юридическому бюро запрошенных сведений может быть отказано в случае:
их отсутствия у субъекта запроса;
нарушения требований к форме, порядку оформления и направления запроса;
отнесения законом запрашиваемых сведений к информации с ограниченным доступом.
Неправомерный отказ в предоставлении сведений, предоставление которых предусмотрено федеральными законами, нарушение сроков предоставления сведений, предоставление заведомо недостоверных сведений влекут ответственность, установленную законодательством РФ.
8. Закреплена обязательность размещения материалов по вопросам, которые выносятся на публичное слушание и (или) общественное обсуждение, на официальном сайте органа местного самоуправления в сети «Интернет».
Федеральный закон от 01.07.2021 N 289-ФЗ «О внесении изменений в статью 28 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Установлено, что порядок организации и проведения публичных слушаний должен предусматривать заблаговременное оповещение жителей муниципального образования о времени и месте проведения публичных слушаний, заблаговременное ознакомление с проектом муниципального правового акта, в том числе посредством его размещения на официальном сайте органа местного самоуправления в сети «Интернет» или на официальном сайте субъекта РФ или муниципального образования, а также возможность представления жителями муниципального образования своих замечаний и предложений по вынесенному на обсуждение проекту муниципального правового акта, в том числе посредством официального сайта, другие меры, обеспечивающие участие жителей в публичных слушаниях, опубликование (обнародование) результатов публичных слушаний, включая мотивированное обоснование принятых решений, в том числе посредством их размещения на официальном сайте.
Кроме того, предусматривается, что для размещения указанных материалов и информации, обеспечения возможности представления жителями своих замечаний и предложений, а также для участия жителей в публичных слушаниях может использоваться федеральная государственная информационная система «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)».
9. Актуализировано положение о федеральном государственном земельном контроле (надзоре).
Постановление Правительства РФ от 30.06.2021 N 1081 «О федеральном государственном земельном контроле (надзоре)».
Положение устанавливает порядок осуществления федерального государственного земельного контроля (надзора) (за исключением государственного земельного надзора, осуществляемого подразделениями ФСБ России в части соблюдения обязательных требований в области охраны окружающей среды на предоставленных подведомственным ФСБ России организациям земельных участках, на которых расположены объекты, используемые такими организациями).
Предметом государственного земельного надзора являются:
соблюдение юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами, органами государственной власти и органами местного самоуправления обязательных требований к использованию и охране объектов земельных отношений, за нарушение которых законодательством РФ предусмотрена административная ответственность;
соблюдение обязательных требований земельного законодательства при осуществлении органами государственной власти и органами местного самоуправления деятельности по распоряжению объектами земельных отношений, находящимися в государственной или муниципальной собственности.
Объектом государственного земельного надзора являются объекты земельных отношений (земли, земельные участки или части земельных участков), а также деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления по распоряжению объектами земельных отношений, находящимися в государственной или муниципальной собственности.
Государственный земельный надзор осуществляется Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии, Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору и Федеральной службой по надзору в сфере природопользования, их территориальными органами.
Органы государственного надзора (их территориальные органы) осуществляют государственный земельный надзор на основе управления рисками причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям.
При отсутствии решения об отнесении земельных участков к категориям риска такие участки считаются отнесенными к низкой категории риска.
Проведение плановых контрольных (надзорных) мероприятий в отношении земельных участков в зависимости от присвоенной категории риска осуществляется со следующей периодичностью:
для земельных участков, отнесенных к категории среднего риска, — не чаще чем один раз в 3 года и не реже чем один раз в 6 лет;
для земельных участков, отнесенных к категории умеренного риска, — не чаще чем один раз в 5 лет и не реже чем один раз в 6 лет.
При отсутствии решения об отнесении земельных участков к категориям риска такие участки считаются отнесенными к низкой категории риска, в отношении которых плановые контрольные (надзорные) мероприятия не проводятся.
В приложениях приведены:
критерии отнесения используемых гражданами, юридическими лицами и (или) индивидуальными предпринимателями земельных участков, правообладателями которых они являются, к определенной категории риска;
критерии отнесения земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения к определенной категории риска;
критерии отнесения используемых контролируемыми лицами земельных участков, правообладателями которых они являются, к определенной категории риска.
Признается утратившими силу Постановление Правительства РФ от 2 января 2015 года N 1 «Об утверждении Положения о государственном земельном надзоре», с внесенными в него изменениями.
Предусматривается, что плановые проверки, проведение которых было запланировано на 2021 год в рамках проведения государственного земельного надзора, подлежат организации и проведению в рамках федерального государственного земельного контроля (надзора) в соответствии с положениями Федерального закона «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации».
Настоящее Постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.
10. Минтрудом России обобщены результаты мониторинга применения мер по предотвращению и урегулированию конфликта интересов в государственных органах и органах местного самоуправления, Банке России, иных организациях.
Обзор практики правоприменения в сфере конфликта интересов N 6 «Обзор практики применения законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции по вопросам предотвращения и урегулирования конфликта интересов».
В обзоре рассматриваются различные ситуации с комментариями к ним.
Одновременно отмечается, что в случае обращения к служащему (работнику) каких-либо лиц в целях склонения его к совершению коррупционных правонарушений (например, к получению взятки) необходимо уведомить о данном факте представителя нанимателя (работодателя), органы прокуратуры или другие государственные органы, а в случае возникновения конфликта интересов — уведомить представителя нанимателя (работодателя) о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения.
Кроме того, в случаях, когда в ходе проверки соблюдения должностным лицом антикоррупционных стандартов выявляются обстоятельства, свидетельствующие о наличии в его деяниях признаков преступления или административного правонарушения, информацию об этом необходимо направить в компетентные государственные органы.
При этом, например, отказ в возбуждении уголовного дела в отношении должностного лица не является основанием для его освобождения от ответственности за непринятие мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов, поскольку для каждого вида юридической ответственности предусмотрены самостоятельные основания.
11. Принят Закон, направленный на повышение предсказуемости и сокращение сроков предоставления межбюджетных трансфертов местным бюджетам.
Федеральный закон от 01.07.2021 N 246-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации».
Согласно общему правилу заключение соглашений о предоставлении субсидий местным бюджетам, предусмотренных законом субъекта РФ о бюджете, осуществляется до 15 февраля очередного финансового года.
Исключение составляют соглашения о предоставлении субсидий, бюджетные ассигнования на предоставление которых предусмотрены законом о внесении изменений в закон о бюджете субъекта Российской Федерации, которые заключаются не позднее 30 дней после дня вступления в силу закона.
В случае нарушения установленных сроков, бюджетные ассигнования бюджета субъекта РФ, предусмотренные на текущий финансовый год на соответствующие цели, могут направляться на увеличение бюджетных ассигнований резервного фонда для оказания финансовой помощи местным бюджетам в размере субсидии, в отношении которой не заключено соглашение.
12. Увеличен объем закупок у СМП и СОНКО по Закону 44-ФЗ.
Федеральный закон от 01.07.2021 N 277-ФЗ «О внесении изменений в статью 3.4 Федерального закона «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» и Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
Согласно внесенным поправкам заказчики обязаны осуществлять закупки у СМП, СОНКО в объеме не менее чем 25% совокупного годового объема закупок (до внесения изменений объем таких закупок должен был составлять не менее 15%).
Кроме того, на закупки, осуществляемые Фондом по сохранению и развитию Соловецкого архипелага распространенно действие отдельных положений законодательства о контрактной системе.
Установлено, что при предоставлении Фонду субсидий, предусмотренных пунктом 2 статьи 78.1 Бюджетного кодекса РФ, на этот Фонд при осуществлении им закупок за счет указанных субсидий распространяются положения Закона о контрактной системе (Закон 44-ФЗ), регулирующие отношения, указанные в пунктах 2 и 3 части 1 статьи 1 Закона.
13. Президиум Верховного Суда РФ представил второй обзор судебной практики в 2021 году.
«Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2021)» (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 30.06.2021).
В нем содержатся правовые позиции по разрешению споров, возникающих, в том числе из договорных отношений, вследствие причинения вреда, из отношений по страхованию, из наследственных отношений, в сфере жилищных отношений, из трудовых и пенсионных отношений и др.
Рассмотрены, в том числе практика применения законодательства о несостоятельности (банкротстве), о юридических лицах, норм об исковой давности, о вещных правах, земельного и градостроительного законодательства, споры, связанные с выполнением обязанности по надлежащему содержанию общего имущества многоквартирного дома, законодательства о правах на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации и др.
Даны ответы на вопросы, возникающие в судебной практике. Среди них, в том числе следующие:
может ли суд при определении размера компенсации за нарушение исключительного права на результаты интеллектуальной деятельности и на средства индивидуализации снизить его ниже пределов, установленных п. 3 ст. 1252 ГК РФ, в случае одновременного нарушения прав на несколько результатов интеллектуальной деятельности или средств индивидуализации, если объекты нарушения неоднородны;
каковы процессуальные особенности рассмотрения административных дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости по ст. 22.1 Федерального закона от 03.07.2016 N 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке»;
как следует квалифицировать действия лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и управляющего в связи с осуществлением такой деятельности транспортным средством, в отношении которого не выполнена предусмотренная законом обязанность по его регистрации (постановке на государственный учет).