Обзор изменений законодательства РФ  (в сфере местного самоуправления) в период с 6 по 12 июля

Обзор изменений законодательства РФ (в сфере местного самоуправления) в период с 6 по 12 июля

1. Утвержден план мероприятий по переходу к целевой модели эксплуатации и развития государственной информационной системы ЖКХ.

Распоряжение Правительства РФ от 07.07.2021 N 1845-р <Об утверждении плана мероприятий («дорожной карты») по переходу к целевой модели эксплуатации и развития государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства>.

В перечне таких мероприятий:

  • одобрение концепции создания на базе системы жилищно-коммунального хозяйства единой цифровой платформы учета данных о жилищно-коммунальном хозяйстве, содержащей в том числе финансовую модель и сведения об окупаемости инвестиций;
  • разработка проекта федерального закона о внесении изменений в Федеральный закон «О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства» в части:
  • оптимизации состава информации, подлежащей размещению в системе жилищно-коммунального хозяйства, и функционала системы жилищно-коммунального хозяйства;
  • регламентирования процессов взаимодействия региональных и муниципальных информационных систем, а также иных информационных систем с системой жилищно-коммунального хозяйства;
  • формирование плана реализации возможности оказания государственных и муниципальных услуг (функций), а также иных услуг (сервисов) в сфере жилищно-коммунального хозяйства, с использованием инфраструктуры электронного правительства.

 

2. Установлен порядок предоставления займов на цели проектирования, строительства и (или) реконструкции объектов инфраструктуры на основании концессионного соглашения или соглашения о государственно-частном партнерстве, соглашения о муниципально-частном партнерстве.

Постановление Правительства РФ от 07.07.2021 N 1129 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2020 г. N 2459».

Специализированное общество вправе предоставлять заем юридическому лицу (юридическим лицам, действующим по договору простого товарищества (договору о совместной деятельности)), реализующему или планирующему реализовывать проект строительства и (или) реконструкции объектов инфраструктуры, которые могут быть объектами концессионного соглашения либо объектами соглашения о государственно-частном партнерстве, соглашения о муниципально-частном партнерстве, на цели проектирования, строительства и (или) реконструкции таких объектов.

Решение об отборе концессионного проекта или проекта государственно-частного партнерства для предоставления специализированным обществом займа принимается Правительственной комиссией по региональному развитию в Российской Федерации или ее президиумом (штабом) либо межведомственной комиссией.

Приводятся, в числе прочего, критерии отбора участников, порядок рассмотрения поступивших заявок, обязательные требования к договору займа со специализированным обществом.

 

3. Увеличен с 20% до 25% годовой объем закупок по закону 223-ФЗ у субъектов МСП.

Постановление Правительства РФ от 07.07.2021 N 1128 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц и признании утратившими силу отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации».

Соответствующее изменение внесено в постановление Правительства РФ от 11 декабря 2014 г. N 1352 «Об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

Кроме того, общая стоимость договоров, заключенных по результатам закупок, участниками которых могут быть только субъекты МСП, должна составлять не менее 20% (ранее — 18%) от совокупного годового объема договоров.

Соблюдать указанные значения по закупкам обязаны практически все заказчики по Закону N 223-ФЗ вместо отдельных категорий. Исключение сделано только в отношении юрлиц, указанных в части 2 статьи 1 Закона 223-ФЗ, являющихся субъектами МСП.

 

4. В многофункциональных центрах появится возможность оформить электронные дубликаты бумажных документов.

Постановление Правительства РФ от 05.07.2021 N 1114 «О внесении изменений в Правила организации деятельности многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг».

В случае представления заявителем в многофункциональный центр документов и информации на бумажном носителе в целях создания электронных дубликатов этих документов и информации работник многофункционального центра:

  • установит личность заявителя;
  • визуально, без использования технических средств, проверит, что документы и информация, представленные заявителем на бумажном носителе, не являются копиями, изготовленными с использованием копировально-множительной и иной техники, не исполнены карандашом, не имеют подчисток либо приписок, зачеркнутых слов и иных не оговоренных в них исправлений, повреждений, которые не позволяют прочитать текст документа и однозначно истолковать его содержание;
  • преобразует путем сканирования представленные заявителем на бумажном носителе документы и информацию в электронные дубликаты таких документов и информации с сохранением их содержания и реквизитов (при наличии);
  • подпишет электронные дубликаты документов и информации усиленной квалифицированной электронной подписью.

Созданные электронные дубликаты документов и информации, подписанные усиленной квалифицированной электронной подписью, будут направлены многофункциональным центром в органы, предоставляющие государственные услуги, органы, предоставляющие муниципальные услуги, а также заявителям с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг и (или) регионального портала государственных и муниципальных услуг.

 

5. Подведение итогов Всероссийской переписи населения 2020 года будет осуществляться в два этапа.

Постановление Правительства РФ от 07.07.2021 N 1126 «О подведении итогов Всероссийской переписи населения 2020 года».

На первом этапе (до 30 апреля 2022 г.) подводятся предварительные итоги в отношении численности переписанного населения с разбивкой на городское и сельское население.

На втором этапе (до 31 декабря 2022 г.) подводятся окончательные итоги в отношении численности и размещения населения, возрастно-полового состава, состояния в браке, числа и состава домохозяйств, образования, статуса участия в составе рабочей силы, национального состава и владения языками, гражданства, источников средств к существованию, миграции, жилищных условий населения, рождаемости, численности граждан РФ, постоянно проживающих в Российской Федерации, но находившихся на дату проведения переписи за ее пределами, а также численности лиц, временно находившихся на дату проведения переписи на территории РФ.

Итоги Всероссийской переписи населения 2020 года являются общедоступными и подлежат официальному опубликованию (итоги первого этапа — до 31 мая 2022 г., второго этапа — до 31 декабря 2022 г.) в «Российской газете», в официальных статистических изданиях Росстата, размещению в информационно-телекоммуникационных сетях общего пользования, в том числе для бесплатного доступа на официальном сайте Росстата в сети «Интернет».

 

6. Минфин России информирует о новых мерах поддержки участников закупок.

<Информация> Минфина России «Приняты меры по дополнительной поддержке участников государственных и муниципальных закупок».

Федеральными законами об оптимизации государственных и муниципальных закупок (от 02.07.2021 N 360-ФЗ), а также о закупках Фондом по сохранению и развитию Соловецкого архипелага (от 01.07.2021 N 277-ФЗ) предусматриваются дополнительные меры, направленные на поддержку участников закупок.

В частности:

повышается минимальный объем закупок, подлежащих осуществлению заказчиками у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций, с 15 до 25 процентов совокупного стоимостного объема закупок;

осуществляется поэтапное снижение предельных сроков оплаты по контрактам, заключенным по результатам электронных процедур и закрытых электронных процедур (за исключением отдельных закупок).

Так, в 2022 году срок оплаты снизится с 30 до 15 рабочих дней, а если контракт заключен с субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией — с 15 до 10 рабочих дней. С 1 января 2023 г. предусмотрено дальнейшее сокращение указанных сроков до 10 и 7 рабочих дней соответственно.

Реализация указанных изменений сроков оплаты становится возможной в связи с переводом процедур, выполняемых на этапе исполнения контракта, в том числе при приемке товара, работы, услуги, в электронную форму, а также в связи с внедрением электронного контракта и электронного акта приемки.

В целях ускорения закупок и упрощения участия в них предусматривается увеличение совокупного годового объема закупок, проводимых с применением запроса котировок, с 10 до 20 процентов. При этом заказчики, совокупный годовой объем закупок которых за прошедший год не превысил 500 млн. рублей, получают право провести запросы котировок на сумму не более 100 млн. рублей и вне зависимости от вышеуказанного размера процента.

Федеральным законом от 02.07.2021 N 360-ФЗ также вводится возможность предоставления независимых гарантий, выданных государственной корпорацией развития «ВЭБ.РФ», а при осуществлении закупок, участниками которых могут быть только субъекты малого предпринимательства или социально ориентированные некоммерческие организации — региональными гарантийными организациями.

Кроме того, участники закупок, зарегистрированные в государствах — членах ЕАЭС, получают возможность предоставления также независимых гарантий, выданных Евразийским банком развития.

Вводится дополнительный случай, предусматривающий изменение существенных условий контракта при необходимости изменения срока исполнения одного из его этапов и в рамках общего срока исполнения контракта, что обеспечит возможность перераспределения бюджетных средств между контрактами с учетом срока их фактического исполнения.