ТИПИЧНЫЕ НАРУШЕНИЯ ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ ТРЕБОВАНИЙ, ВЫЯВЛЕННЫХ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ КОНТРОЛЬНО-НАДЗОРНЫХ ФУНКЦИЙ ЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ УПРАВЛЕНИЕМ МИНИСТЕРСТВА ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ, ПО ИТОГАМ 2020 ГОДА

ТИПИЧНЫЕ НАРУШЕНИЯ ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ ТРЕБОВАНИЙ, ВЫЯВЛЕННЫХ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ КОНТРОЛЬНО-НАДЗОРНЫХ ФУНКЦИЙ ЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ УПРАВЛЕНИЕМ МИНИСТЕРСТВА ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ, ПО ИТОГАМ 2020 ГОДА

В соответствии со ст. 32 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Тульской области (далее – Управление) осуществляет контроль за соответствием деятельности некоммерческих организаций, в том числе по расходованию денежных средств и использованию иного имущества, уставным целям.

В порядке осуществления контрольно-надзорных функций в 2020 году Управлением проверена деятельность 24 некоммерческих организаций: 4 – общественных организации, 3- региональных отделений политических партий, 17 – иных некоммерческих организаций. На основании абз. 13 пп. «а» п. 7 Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2010 № 489, на основании актов Правительства Российской Федерации, устанавливающих особенности организации и осуществления государственного контроля (надзора) в 2020 году, приказом Управления из Плана проведения проверок некоммерческих организаций на 2020 год была исключена 41 некоммерческая организация.

За аналогичный период 2019 года Управлением проверена деятельность 66 некоммерческих организаций: 21 – общественных организаций, 2 – религиозных организаций, 5 – региональных отделений политических партий, 38 – иных некоммерческих организаций.

В ходе проведения проверок выявлены следующие нарушения в деятельности некоммерческих организаций:

1. В нарушение требований ч. 2 ст. 29 Федерального закона от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» (далее – Закон № 82-ФЗ) и ч. 7 ст. 32 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее – Закон № 7-ФЗ) некоммерческие организации не исполняют обязанность по информированию органа, принявшего решение о ее государственной регистрации, об изменении сведений, указанных в ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее – Закон №129-ФЗ) (в частности, изменений, касающихся сведений об адресе, о лице, действующем без доверенности, об учредителе), в течение трех дней с момента таких изменений, и не представляют соответствующие документы для государственной регистрации таких изменений.

2. В нарушение абз. 4 ч. 1 ст. 29 Закона № 82-ФЗ, согласно которому общественные организации обязаны ежегодно информировать орган, принявший решение о государственной регистрации общественного объединения, о продолжении своей деятельности с указанием действительного места нахождения постоянно действующего руководящего органа, его наименования и данных о руководителях общественного объединения в объеме сведений, включаемых в единый государственный реестр юридических лиц, не представляется информация о продолжении деятельности в произвольной форме.

3. Согласно п. 4 ст. 181.2 Гражданского кодекса Российской Федерации в протоколе, решении собрания должны содержаться сведения о времени и месте проведения собрания, лицах, проводивших подсчёт голосов, лицах, принявших участие в собрании, результаты голосования по каждому вопросу повестки дня. Однако некоммерческими организациями не соблюдаются указанные требования законодательства Российской Федерации при оформлении протоколов собраний.

4. В нарушение п. 3.2 ст. 32 Закона № 7-ФЗ, п. 2, п. 3 Порядка размещения в сети Интернет отчетов о деятельности и сообщений о продолжении деятельности некоммерческих организаций, утвержденного приказом Минюста России от 07.10.2010 № 252, отчеты о продолжении деятельности в сети Интернет не размещены, в средствах массовой информации не опубликованы, либо размещены несвоевременно.

5. В нарушение п. 3.1 ст. 32 Закона № 7-ФЗ, приказа Минюста России от 26.05.2020 № 122 «Об установлении сроков представления некоммерческими организациями отчетности» некоммерческие организации несвоевременно представляют в Управление информацию в произвольной форме о продолжении деятельности.

6. В нарушение п. 2 ст. 123.18 Гражданского кодекса Российской Федерации, абз. 3 ч. 1 ст. 29 Закона № 82-ФЗ и абз. 2 ч.2 ст. 7 Закона № 7-ФЗ общественными организациями и фондами ежегодно не публикуется отчет об использовании имущества и не обеспечивается доступность ознакомления с указанным отчетом.

7. Несоблюдение некоммерческими организациями требований учредительных документов, являющихся в соответствии с ч. 2 ст. 14 Закона № 7-ФЗ, обязательными для исполнения самой некоммерческой организацией ее учредителями (участниками). В частности, некоммерческими организациями не соблюдаются положения уставов, касающиеся порядка формирования и организации деятельности руководящих и контрольно-ревизионных органов, в том числе о периодичности проведения заседаний высшего и коллегиальных органов, их правомочности.

8. В соответствии с п. 5 ст. 3 Закона № 7-ФЗ некоммерческие организации вправе иметь символику — эмблемы, гербы, иные геральдические знаки, флаги и гимны, описание которой должно содержаться в учредительных документах. В нарушение указанной нормы некоммерческие организации в ходе осуществления своей деятельности используют символику, описание которой отсутствует в учредительных документах.

9. В Едином государственном реестре юридических лиц сведения о кодах Общероссийского классификатора видов экономической деятельности не соответствуют целям и видам деятельности некоммерческих организаций, предусмотренных их учредительными документами.

10. Отделениями общероссийских общественных объединений не предоставляются документы, необходимые для внесения изменений в сведения об Отделениях, содержащиеся в ЕГРЮЛ, в связи с изменениями, внесенными в уставы Общероссийских общественных объединений, на основании которых действуют Отделения.

11. Ряд положений уставов некоммерческих организаций вступают в противоречие с Гражданским кодексом Российской Федерации в действующей редакции, в связи с вступлением с 01.09.2014 в силу Федерального закона от 05.05.2014 № 99-ФЗ «О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации».

12. В соответствии с п. 3 ст. 27 Закона № 7-ФЗ в случае, если заинтересованное лицо (руководитель (заместитель руководителя) некоммерческой организации, а также лицо, входящее в состав органов управления некоммерческой организацией или органов надзора за ее деятельностью, если указанные лица состоят с этими организациями или гражданами в трудовых отношениях, являются участниками, кредиторами этих организаций либо состоят с этими гражданами в близких родственных отношениях или являются кредиторами этих граждан) имеет заинтересованность в сделке, стороной которой является или намеревается быть некоммерческая организация, сделка должна быть одобрена органом управления некоммерческой организацией или органом надзора за ее деятельностью. В нарушение указанной нормы органы управления некоммерческих организаций и органы надзора за ее деятельностью не одобряют сделки с заинтересованными лицами.

13. В нарушение п. 1 ст. 24 Закона № 7-ФЗ некоммерческие организации осуществляют деятельность, противоречащую уставным целям.

По результатам проверок финансово-хозяйственной деятельности случаи несоответствия расходования денежных средств и использования имущества уставным целям некоммерческих организаций Управлением выявлены не были.

В течение 2020 года в Управление поступило 1116 материалов, содержащих сведения о продолжении деятельности и отчеты некоммерческих организаций (98,7 % от общего количества НКО, внесенных в реестр на начало 2020 года и обязанных представлять отчетность). За аналогичный период 2019 года отчитались 98,5 % НКО.

В ходе анализа отчетов некоммерческих организаций выявлены следующие типичные нарушения законодательства:

— в соответствии с абз. 8 ч. 1 ст. 29 Закона № 82-ФЗ, приказом Минюста России от 26.05.2020 № 122 «Об установлении сроков представления некоммерческими организациями отчетности» общественные организации обязаны информировать федеральный орган государственной регистрации об объеме денежных средств и иного имущества, полученных от иностранных источников, которые указаны в п. 6 ст. 2 Закона № 7-ФЗ, о целях расходования этих денежных средств и использования иного имущества и об их фактическом расходовании и использовании по форме и в сроки, которые установлены уполномоченным федеральным органом исполнительной власти до 15 апреля года, следующего за отчетным. В нарушение указанного положения отчеты по форме ОН0003 организациями представляются несвоевременно;

— благотворительные некоммерческие организации не представляют отчетность, предусмотренную ст. 19 Федерального закона от 11.08.1995 № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)», согласно которой благотворительная организация ежегодно представляет в орган, принявший решение о ее государственной регистрации, отчет о своей деятельности, содержащий сведения о: финансово-хозяйственной деятельности, подтверждающие соблюдение требований настоящего Федерального закона по использованию имущества и расходованию средств благотворительной организации; персональном составе высшего органа управления благотворительной организацией; составе и содержании благотворительных программ благотворительной организации (перечень и описание указанных программ); содержании и результатах деятельности благотворительной организации; нарушениях требований настоящего Федерального закона, выявленных в результате проверок, проведенных налоговыми органами, и принятых мерах по их устранению;

— некоммерческие организации, зарегистрированные в форме общественных объединений вместо информации о продолжении деятельности с указанием действительного места нахождения постоянно действующего руководящего органа, его наименования и данных о руководителях общественного объединения в объеме сведений, включаемых в единый государственный реестр юридических лиц ошибочно размещают на Портале НКО сообщение о продолжении деятельности в соответствии с п. 3.1 ст. 32 Закона № 7-ФЗ;

— некоторые некоммерческие организации иных организационно-правовых форм ошибочно представляют совместно с формами № ОН0001 «Отчет о деятельности некоммерческой организации и о персональном составе ее руководящих органов» и № ОН0002 Отчет о целях расходования некоммерческой организацией денежных средств и использования иного имущества, в том числе полученных от иностранных государств, их государственных органов, международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства либо уполномоченных ими лиц и (или) от российских юридических лиц, получающих денежные средства и иное имущество от указанных источников», также форму № ОН0003 (Отчет об объеме денежных средств и иного имущества, полученных общественным объединением от иностранных государств, их государственных органов, международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства либо уполномоченных ими лиц и (или) российских юридических лиц, получающих денежные средства и иное имущество от указанных источников, о целях расходования этих денежных средств и использования иного имущества и об их фактическом расходовании и использовании), утвержденную для общественных организаций;

— имеются случаи нарушения законодательства в части использования некоммерческими организациями символики, совпадающей с символикой Российской Федерации и субъектов Российской Федерации;

— при анализе представляемой отчетности Управлением выявляются нарушения требований законодательства в части соблюдения 3-х дневного срока представления сведений об изменении данных, вносимых в Единый государственный реестр юридических лиц, установленного ст. 5 Закон № 129-ФЗ (изменение адреса, смене руководителя и т.д.)

К некоммерческим организациям, допускающим в своей деятельности нарушения требований действующего законодательства Российской Федерации, Управлением применяются различные меры реагирования: вынесение предупреждения, привлечение к административной ответственности, ликвидация в судебном порядке.

По результатам проверок за 2020 год в адрес некоммерческих организаций Управлением вынесено 19 предупреждений за нарушения требований законодательства Российской Федерации, составлено 4 протокола об административном правонарушении. Кроме того, по итогам проверок деятельности некоммерческих организаций Управлением было составлено 3 административных исковых заявления о ликвидации и исключении из Единого государственного реестра юридических лиц некоммерческих организаций, 2 административных исковых заявления о приостановлении деятельности региональных отделений политических партий.

Таким образом, при осуществлении деятельности некоммерческим организациям необходимо соблюдать требования действующего законодательства Российской Федерации и положения собственного Устава.