Обзор изменений законодательства РФ  (в сфере местного самоуправления) в период с 8 по 15 июня

Обзор изменений законодательства РФ (в сфере местного самоуправления) в период с 8 по 15 июня

1.Дополнен перечень условий соглашения о взаимодействии с многофункциональным центром.

Постановление Правительства РФ от 10.06.2021 N 888 «О внесении изменения в пункт 4(1) постановления Правительства Российской Федерации от 27 сентября 2011 г. N 797»

Установлено, что при заключении между уполномоченным многофункциональным центром и федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, органами государственной власти субъекта РФ, органами местного самоуправления соглашения о взаимодействии необходимо дополнительно предусмотреть в нем, помимо прочего:

обязанность указанных органов уведомлять уполномоченные многофункциональные центры об изменении нормативных правовых актов, регулирующих отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг по принципу «одного окна» в многофункциональных центрах, не позднее 5 рабочих дней после их официального опубликования любым установленным в соглашении способом.

В случае если в связи с изменением нормативных правовых актов, регулирующих предоставление государственных и муниципальных услуг по принципу «одного окна», необходимо изменение информационно-технологической инфраструктуры, порядок и сроки взаимодействия между сторонами соглашения до момента доработки информационно-технологической инфраструктуры определяются сторонами этого соглашения.

 

2. Положения отраслевых федеральных законов о видах контроля приведены в соответствие с новым законом о государственном и муниципальном контроле.

Федеральный закон от 11.06.2021 N 170-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации».

Законодательные акты приводятся в соответствие с положениями Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации», который вступает в силу с 1 июля 2021 г.

Новыми редакциями статей для каждого вида контроля устанавливается его наименование с указанием отнесения к федеральному государственному контролю (надзору), региональному государственному контролю (надзору), муниципальному контролю.

В числе прочего вносятся изменения в Федеральный закон от 4 мая 2011 г. N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».

Закон предусматривает возможность установления в отношении отдельных видов деятельности процедуры периодического подтверждения соответствия лицензиата лицензионным требованиям с исключением проведения в этом случае плановых проверок.

Принятые изменения также направлены на развитие реестровой модели в сфере лицензирования, предполагающей отказ от предоставления лицензий в бумажном виде в пользу внесения записи о предоставлении лицензии в реестр лицензий.

Кроме того, изменения в Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» предусматривают уточнение полномочий органов прокуратуры по согласованию проведения внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий, направления требований прокурора о проведении контрольных (надзорных) мероприятий.

Отдельные положения закона направлены на совершенствование положений Федерального закона «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации», в том числе уточняется сфера применения данного закона, а также порядок организации и осуществления отдельных видов федерального государственного контроля (надзора) в сфере обороны, безопасности, внутренних дел, внешней разведки, государственной охраны, исполнения наказаний, мобилизационной подготовки и мобилизации, войск национальной гвардии Российской Федерации.

Кроме того, вносятся изменения, касающиеся регулирования отдельных контрольных (надзорных) мероприятий: выборочного контроля, наблюдения за соблюдением обязательных требований, выездного обследования.

 

3. Определены особенности заключения договоров аренды в отношении государственного и муниципального имущества, закрепленного за организациями культуры. 

Федеральный закон от 11.06.2021 N 166-ФЗ «О внесении изменений в статью 17.1 Федерального закона «О защите конкуренции».

Заключение договоров аренды в отношении государственного или муниципального имущества, закрепленного на праве хозяйственного ведения либо оперативного управления за государственными или муниципальными организациями культуры, осуществляется без проведения конкурсов или аукционов в порядке и на условиях, которые определяются Правительством РФ, в случае заключения этих договоров:

— с организациями общественного питания в целях создания необходимых условий для организации питания посетителей и работников государственных или муниципальных организаций культуры;

— с юридическими лицами и ИП, осуществляющими розничную торговлю сувенирной, издательской и аудиовизуальной продукцией, в целях организации такой торговли, соответствующей целям деятельности государственных или муниципальных организаций культуры, для обеспечения потребностей посетителей.

Заключение договоров аренды и безвозмездного пользования в отношении государственного или муниципального имущества, относящегося к сценическому оформлению спектакля (представления) или стационарному сценическому оборудованию и закрепленного на праве оперативного управления за государственными или муниципальными организациями культуры, для использования указанного имущества в театрально-зрелищных, культурно-просветительских или зрелищно-развлекательных мероприятиях осуществляется без проведения конкурсов или аукционов в порядке, на условиях и в соответствии с перечнем видов указанного имущества, которые определяются Правительством РФ.

 

4. Уточнены полномочия органов местного самоуправления по вопросам приватизации жилищного фонда.

Федеральный закон от 11.06.2021 N 183-ФЗ «О внесении изменений в статьи 7 и 18 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации».

Внесенной поправкой исключается из Закона о приватизации жилищного фонда в РФ указание на вид муниципального образования — поселение, органы которого уполномочены заключать договор приватизации.

Указанные полномочия будут осуществляться органом местного самоуправления любого вида муниципального образования, на территории которого расположены жилые помещения, подлежащие передаче гражданам в порядке приватизации.

 

5. Скорректированы особенности пользования жилыми помещениями в зданиях, принадлежавших государственным или муниципальным организациям и использовавшихся в качестве общежитий или служебного жилья.

Федеральный закон от 11.06.2021 N 210-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О введении в действие части второй Гражданского кодекса Российской Федерации» и статью 7 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации».

К отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в зданиях, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям (учреждениям), и использовались в качестве общежитий или служебных жилых помещений, и не были переданы в ведение органов местного самоуправления в результате изменения формы собственности или ликвидации организаций, применяются нормы главы 35 ГК РФ о договоре найма, за исключением ряда положений. К отношениям по пользованию указанными жилыми помещениями также применяются отдельные нормы ЖК РФ (в частности, о размере платы за жилое помещение и коммунальные услуги).

При этом необходимым условием является предоставление данных жилых помещений гражданам на законных основаниях до даты изменения формы собственности или ликвидации указанных предприятий или учреждений.

 

6. Минфин России, Минстрой России и ФАС России в совместном письме разъяснили вопрос о возможности изменения цены государственного контракта на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведению работ по сохранению объектов культурного наследия при его исполнении в случае существенного роста цен на строительные ресурсы, приведшего к увеличению общей стоимости строительства и невозможности исполнения контракта.

<Письмо> Минфина России N 24-06-06/45785, Минстроя России N 24044-АЛ/09, ФАС России N ПИ/47490/21 от 10.06.2021 «О позиции Минфина России, Минстроя России и ФАС России по вопросу о возможности изменения цены и срока исполнения государственного контракта».

Ведомства отметили, что при соблюдении совокупности условий, предусмотренных пунктом 8 части 1 статьи 95 Закона N 44-ФЗ и постановлением Правительства Российской Федерации от 19 декабря 2013 г. N 1186, существенные условия контракта (одновременное цена и срок исполнения контракта, или только срок, или только цена) могут быть изменены по соглашению сторон.

Указанные в пункте 8 части 1 статьи 95 Закона N 44-ФЗ «независящие от сторон контракта обстоятельства» предполагают открытый перечень обстоятельств, в том числе изменение стоимости позиций ценообразующих строительных ресурсов, если указанное изменение возникло по независящим от сторон контракта обстоятельствам.

Таким образом, в случае если существенное изменение стоимости строительных ресурсов привело к увеличению общей стоимости строительства и невозможности исполнения контракта на выполнение работ по строительству, заключенного на срок не менее одного года и цена которого составляет не менее 100 млн. рублей, заказчики вправе по соглашению сторон изменить существенные условия контракта на основании пункта 8 части 1 статьи 95 Закона N 44-ФЗ.

 

7. Уточнены правила согласования включения земельных участков и расположенных на них объектов недвижимости, в границы территории, в отношении которой принимается решение о ее комплексном развитии.

Постановление Правительства РФ от 08.06.2021 N 871 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 17 мая 2017 г. N 579».

Решение о комплексном развитии территории теперь принимается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации или главой местной администрации муниципального образования.

Установлено, в частности, что до принятия решения орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления направляет проект соответствующего решения на согласование:

в федеральные органы исполнительной власти, иные организации, которым предоставлены полномочия по распоряжению земельными участками, предназначенными для размещения объектов федерального значения, а также земельными участками, на которых расположены эти объекты, в случае, если в границы территории, предполагается включить такие земельные участки;

в территориальный орган Федерального агентства по управлению государственным имуществом в случае, если в границы территории предполагается включить земельные участки и (или) объекты недвижимого имущества, находящиеся в собственности Российской Федерации;

в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в случае, если в границы территории предполагается включить земельные участки и объекты недвижимого имущества, находящиеся в собственности субъекта РФ;

в уполномоченный орган местного самоуправления в случае, если в границы территории предполагается включить земельные участки и объекты недвижимого имущества, находящиеся в собственности муниципального образования.